Прошу прощения за долгое ожидание результатов, но вот окраска завершена и можно показать, что у меня получилось. Красила я тремя красителями и двумя квасцами:
- a - красно-кочанная капуста + алюм (сульфат алюминия)
- b - красно-кочанная капуста + дубовые галлы (галлы)
- c - мята + алюм
- d - мята + галлы
- e - корки авокадо + алюм
- f -- корки авокадо + галлы
Обычно, большинство натуральных красителей дают акварельную палитру, поэтому ждать ярких красок не стоит, исключения, конечно, есть, как индиго....и другие...
Опишу сам процесс и поставлю много фотографий, может быть кому-то будет несколько утомительно, но кто заинтересован, любой нюанс будет полезен. Пройдём на кухню, где я провела два вечера...
Дубовые галлы я тщательно разбила молотком и смолола на старой кофемолке:
Вес ткани, которые я красила с использованием галлов - 90 граммов, галлов я взяла 30% от веса ткани. Залила горячей водой, довела почти до кипения и томила на медленном огне один час, процедила. Предварительно замоченную ткань, опустила в раствор галлов и оставила на ночь. Конечно, ткань сразу окрасилась галлами, паниковать не надо!
Алюм - кристаллический порошок белого цвета:
Готовится он просто - заливается небольшим количеством горячей воды и тщательно перемешивается до полного растворения кристаллов. Затем заливается таким количеством горячей воды, чтобы ткань была полностью им покрыта. Алюма требуется в расчете - 8% от веса ткани, у меня - 7 граммов.
Раствор алюма с тканью оставлен на ночь.
На следующий день я слегка простирнула все ткани моющим средством с нейтральным РН. Это может быть любой детский шампунь или средство для мытья посуды, где будет указано - "нейтрал". Я стирала ткани с разными квасцами отдельно друг от друга. Затем ткани надо тщательно выполоскать. Сушить не надо, они должны быть влажными и готовыми к окраске.
Вот так выглядят ткани после квасцов:
Галлы
Алюм
Красителя обычно берется не меньше, чем в расчете 1:1 (если использовать свежее сырьё и в 2 раза больше, если - сухое). Я во всех трех случаях брала раза в три больше расчётного.
Начну по порядку с красно-кочанной капусты (ткани - a и b). Капусту я порезала, залила водой и протомила на плите один час не доводя до кипения. Раствор получился синего цвета.
Результат меня огорчил. С алюмом ткани стали просто слегка подсиненными. С галлами - голубовато-серого цвета.
а - алюм, в - галлы
Мята настаивалась у меня на веранде целую неделю, ожидая дня покраски.
Но я всё-равно протомила её на плите, не доводя до кипения около часа, чтобы выварить из растений весь краситель. Раствор мяты после вываривания - справа. Слева - раствор шкурок авокадо. Красились ткани - "c и d"
Мне очень понравился результат. С обеими квасцами получилась хорошая растяжка цвета мяты, очень приятная палитра.
Алюм
Галлы
Третий краситель - шкурки авокадо. Ткани "e и f ".
Они у меня хранились в морозилке в пластиковом пакете и постепенно копились.
Я их порезала, залила водой и потомила на медленном огне около часа. Раствор процедила. Он на фото с двумя баночками - слева.
Результат мне очень понравился - цвет пыльной розы с растяжкой цвета.
Алюм
Галлы
После окрашивания, надо оставить ткани в растворе, остудить и прополоскать в воде без добавления моющего средства. После протравки квасцами, краситель прочно связывается с волокнами и вода при полоскании практически чистая.
Я писала, что красила три вида 100% хлопковой ткани, они были разные на ощупь и все три покрасились в различные оттенки. Шелк красится гораздо легче, чем хлопок и приобретает более насыщенный оттенок.
Меня спрашивали про окраску луковой шелухой, но у меня еще есть ткани, окрашенные луком с применением дубовых галлов: я красила шёлк и 100% хлопковые нитки для вышивки "сашико". Фотография не передает правильный цвет - он золотистый, очень красивый.
Ну, и напоследок:
P.S. Для тех, кто хочет попробовать окраску, но не имеет квасцов: используйте в качестве квасцов - рассол квашенной капусты, раствор уксуса, кожуру желудей или дубовую кору из аптеки (размолотую в порошок). Желуди и дубовую кору томим при слабом кипении около часа. Технология такая же - постиранную ткань замачиваем в квасцах на ночь.
Классно!Думаю такие акварельные тона тканей очень неплохи для вышивки...Таня,а сколько времени надо держать ткань в самом красителе?..до остывания?
ReplyDeleteДа, до остывания, можно не до комнатной температуры, а до тёплого состояния.
ReplyDelete+
ReplyDeleteТаня,красиво получилось!!!Интересный результат!Мне очень понравились кусочки ,окрашенные мятой!Да и остальные хороши!!!
ReplyDeleteЛена, передать цвета фотоаппаратом у меня не получилось. Если выглянет солнце я попытаюсь переделать и переставить снимки)))))
DeleteТаня, очень приятные цвета получились, однозначно такие акварельные этнооттенки в продаже не встретишь. Мне особенно понравились группы e и f. Всё тщательно записываю, чтобы летом при наличии сырья и места повторить. Спасибо тебе!
ReplyDeleteСпасибо, Леночка! Мне тоже нравятся цвета, которое даёт авокадо, особенно на шёлке или тонком хлопке.
DeleteТанечка, спасибо тебе за все, а особенно за подробности!
ReplyDeleteЗавела спец тетрадь и все подробненько записываю...сейчас вся в разъездах и приступить с толком с расстановкой невозможно...руки чешутся)))
Видимо в процессе появятся вопросы, буду тебя мучить))
Получается именно то, что мне нравится...акварельность, припыленность, мягкость цвета. Здорово! Очень-очень нравится.
Коплю красители)))
Анечка, ты тетрадку завела, а я альбомы вчера купила, буду хранить в них кусочки окрашенных тканей и рецепты. А то красила раньше, ничего не записывая, а потом пойди вспомни - сколько, чего и как)))))))))))))
DeleteА я делаю так: по мере поступления информации копирую содержимое поста (Таня, ты, думаю, не против) и некоторые комментарии (вопросы-ответы) на Wordский лист, распечатываю, подкалываю в папочку … и получится книжечка, автор Т. Коннор.
DeleteСо временем сошью («легко придание, но верится с трудом») обложку из окрашенных тканей.
Ирина, я никогда не против, это - мировая паутина и любые запреты и просьбы ссылаться на автора, тут мало эффективны. И мне очень-очень приятно, что кому-то пригодится то, что я делаю.
DeleteТаня, здорово получилось! Попробую с шелухой и отчитаюсь!
ReplyDeleteИнтересно, что получится, у меня шелк окрасился луковой шелухой в красивенный лососёвый цвет!
DeleteТаня, цвета мне очень понравились! такие нежные . Алюминий дал более светлые и чистые цвета, мне так кажется.
ReplyDeleteЗамочила берёзовые листья, прочитала, что дают жёлтый цвет. Из протравки нашла только квасцы в аптеке, никаких формул нет В составе написано- жжёные квасцы.
И вот растяпа, спохватилась только сейчас!! Купила медный купорос и не могу найти, скорее всего оставила в магазине....придётся идти снова. Хочу получить разные оттенки.
Обычно это смесь сульфата алюминия и сульфата калия, прошедших температурную обработку. Они должны быть белого цвета, да? Очень интересно, какой будет результат. Я думаю, они должны просто отлично работать. Будь осторожна при работе с медным купоросом, он ядовит, надевай маску и перчатки! Красивый жёлтый цвет даёт турмерик (куркума), одно плохо он хорошо выгорает на солнце.
DeleteМята и авокадо дали чудесные оттенки! Таня, подскажите, а кора дуба в качестве квасцов не сильно окрасит ткань? Замачивать нужно в горячем отваре коры? Я корой дуба крашу ткань для вышивки и она сама по себе дает прекрасный розово-бежевый цвет, который отлично закрепляется на ткани (томлю в отваре коры дуба ткань 10-30 минут в зависимости от желаемой интенсивности цвета). Интересно, какой оттенок ткани получится с квасцами из коры дуба и основным красителем мятой. Жаль, свежую мяту у нас сейчас если и найдешь, то только пару листочков для коктейля, а на покраску ткани уж точно не хватит))
ReplyDeleteКонечно, все дубовые квасцы приглушают основной цвет, но может быть Вам понравится результат, надо пробовать.
ReplyDeleteТкань надо замачивать в горячем отваре. Вообще существует такое правило: в горячий раствор квасцов или красителя, надо класть горячие ткани, из горячей воды, в холодные растворы - холодные ткани. Чтобы избежать стресса для волокон. Но для хлопка, льна этого можно не придерживаться, для более нежного шёлка - очень желательно, а уж для шерсти - это жесткое правило. И еще один совет по воде: если есть дождевая вода или чистый снег, это идеальная среда для окраски тканей. Профи-красильщики настоятельно советуют собирать дождевую воду, в ней практически нет примесей, которые влияют на результат окрашивания.
Обалденные оттенки получились и спасибо за маленькую энциклопедию. Но у меня вопрос, это только небольшие кусочки можно красить, чтоб они свободно лежали в емкости, а если побольше размер, мне страшновато, что неравномерно может покрасится?
ReplyDeleteКонечно, не только маленькие кусочки, большие вещи - больше красителя, больше емкость для окраски, чтобы ткань можно было свободно перемешивать Я красила кусочки, потому что готовлю для себя альбом с образцами, мне большие куски не нужны.. Я собираюсь красить не кусочки, а, к примеру, футболки, шарфы. Неравномерная окраска получается, если не правильно подготовлена ткань, и маленькая ёмкость для окрашивания. Если всё делать правильно можно красить скатерти)))))
ReplyDeleteПри стирке не полиняет и на солнце не должен выгорать любой цвет, если в последнее полоскание добавлять соль и выдержать минимум 30 минут. Я правда имею опыт не по окрашиванию тканей а по стирке одежды таким методом. Обычная не новая и новая одежда, но линяющая. Можно поэкспериментировать: после всех процедур окрашивания и просушки, продолжим: замочить минимум на 20 минут в чистой воде с уксусом, отжать и затем замочить в солевой раствор минут на 30. Отжать и всё - просушить и можно пользоваться.
ReplyDeleteУксус дополнительно закрепит цвет, а соль придаст ему яркости и выразительности.