Pages

10 Dec 2014

ПРИРОДНЫЕ КРАСИТЕЛИ. ОКРАСКА.


Прошу прощения за долгое ожидание результатов, но вот окраска завершена и можно показать, что у меня получилось. Красила я тремя красителями и двумя квасцами:
  • a - красно-кочанная капуста + алюм (сульфат алюминия)
  • b - красно-кочанная капуста + дубовые галлы (галлы)
  • c - мята + алюм
  • d - мята + галлы
  • e - корки авокадо + алюм
  • f -- корки авокадо + галлы
Обычно, большинство натуральных красителей дают акварельную палитру, поэтому ждать ярких красок не стоит, исключения, конечно, есть, как индиго....и другие...
Опишу сам процесс и поставлю много фотографий, может быть кому-то будет несколько утомительно, но кто заинтересован, любой нюанс будет полезен. Пройдём на кухню, где я провела два вечера...

Дубовые галлы я тщательно разбила молотком и смолола на старой кофемолке:


Вес ткани, которые я красила с использованием галлов - 90 граммов, галлов я взяла 30% от веса ткани. Залила горячей водой, довела почти до кипения и томила на медленном огне один час, процедила. Предварительно замоченную ткань, опустила в раствор галлов и оставила на ночь. Конечно, ткань сразу окрасилась галлами, паниковать не надо!



Алюм - кристаллический порошок белого цвета:


Готовится он просто - заливается небольшим количеством горячей воды и тщательно перемешивается до полного растворения кристаллов. Затем заливается таким количеством горячей воды, чтобы ткань была полностью им покрыта. Алюма требуется в расчете - 8% от веса ткани, у меня - 7 граммов.


Раствор алюма с тканью оставлен на ночь.
На следующий день я слегка простирнула все ткани моющим средством с нейтральным РН. Это может быть любой детский шампунь или средство для мытья посуды, где будет указано - "нейтрал". Я стирала ткани с разными квасцами отдельно друг от друга. Затем ткани надо тщательно выполоскать. Сушить не надо, они должны быть влажными и готовыми к окраске.
Вот так выглядят ткани после квасцов:
Галлы


Алюм



Красителя обычно берется не меньше, чем в расчете 1:1 (если использовать свежее сырьё и в 2 раза больше, если - сухое). Я во всех трех случаях брала раза в три больше расчётного.
Начну по порядку с красно-кочанной капусты (ткани - a и b). Капусту я порезала, залила водой и протомила на плите один час не доводя до кипения. Раствор получился синего цвета.




Результат меня огорчил. С алюмом ткани стали просто слегка подсиненными. С галлами - голубовато-серого цвета.
а - алюм,  в - галлы

Мята настаивалась у меня на веранде целую неделю, ожидая дня покраски.


Но я всё-равно протомила её на плите, не доводя до кипения около часа, чтобы выварить из растений весь краситель. Раствор мяты после вываривания - справа. Слева - раствор шкурок авокадо. Красились ткани - "c и d"


Мне очень понравился результат. С обеими квасцами получилась хорошая растяжка цвета мяты, очень приятная палитра.
Алюм



Галлы


Третий краситель - шкурки авокадо. Ткани "e и f ".
Они у меня хранились в морозилке в пластиковом пакете и постепенно копились.


Я их порезала, залила водой и потомила на медленном огне около часа. Раствор процедила. Он на фото с двумя баночками - слева. 



Результат мне очень понравился - цвет пыльной розы с растяжкой цвета. 
Алюм



Галлы 


После окрашивания, надо оставить ткани в растворе, остудить и прополоскать в воде без добавления моющего средства. После протравки квасцами, краситель прочно связывается с волокнами и вода при полоскании практически чистая.

Я писала, что красила три вида 100% хлопковой ткани, они были разные на ощупь и все три покрасились в различные оттенки. Шелк красится гораздо легче, чем хлопок и приобретает более насыщенный оттенок.

Меня спрашивали про окраску луковой шелухой, но у меня еще есть ткани, окрашенные луком с применением дубовых галлов: я красила шёлк и 100% хлопковые нитки для вышивки "сашико". Фотография не передает правильный цвет - он золотистый, очень красивый.




Ну, и напоследок:


P.S. Для тех, кто хочет попробовать окраску, но не имеет квасцов: используйте в качестве квасцов - рассол квашенной капусты, раствор уксуса, кожуру желудей или дубовую кору из аптеки (размолотую в порошок). Желуди и дубовую кору томим при слабом кипении около часа. Технология такая же - постиранную ткань замачиваем в квасцах на ночь. 

24 comments:

  1. Классно!Думаю такие акварельные тона тканей очень неплохи для вышивки...Таня,а сколько времени надо держать ткань в самом красителе?..до остывания?

    ReplyDelete
  2. Да, до остывания, можно не до комнатной температуры, а до тёплого состояния.

    ReplyDelete
  3. Таня,красиво получилось!!!Интересный результат!Мне очень понравились кусочки ,окрашенные мятой!Да и остальные хороши!!!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, передать цвета фотоаппаратом у меня не получилось. Если выглянет солнце я попытаюсь переделать и переставить снимки)))))

      Delete
  4. Таня, очень приятные цвета получились, однозначно такие акварельные этнооттенки в продаже не встретишь. Мне особенно понравились группы e и f. Всё тщательно записываю, чтобы летом при наличии сырья и места повторить. Спасибо тебе!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо, Леночка! Мне тоже нравятся цвета, которое даёт авокадо, особенно на шёлке или тонком хлопке.

      Delete
  5. Танечка, спасибо тебе за все, а особенно за подробности!
    Завела спец тетрадь и все подробненько записываю...сейчас вся в разъездах и приступить с толком с расстановкой невозможно...руки чешутся)))
    Видимо в процессе появятся вопросы, буду тебя мучить))

    Получается именно то, что мне нравится...акварельность, припыленность, мягкость цвета. Здорово! Очень-очень нравится.
    Коплю красители)))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Анечка, ты тетрадку завела, а я альбомы вчера купила, буду хранить в них кусочки окрашенных тканей и рецепты. А то красила раньше, ничего не записывая, а потом пойди вспомни - сколько, чего и как)))))))))))))

      Delete
    2. А я делаю так: по мере поступления информации копирую содержимое поста (Таня, ты, думаю, не против) и некоторые комментарии (вопросы-ответы) на Wordский лист, распечатываю, подкалываю в папочку … и получится книжечка, автор Т. Коннор.
      Со временем сошью («легко придание, но верится с трудом») обложку из окрашенных тканей.

      Delete
    3. Ирина, я никогда не против, это - мировая паутина и любые запреты и просьбы ссылаться на автора, тут мало эффективны. И мне очень-очень приятно, что кому-то пригодится то, что я делаю.

      Delete
  6. Таня, здорово получилось! Попробую с шелухой и отчитаюсь!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интересно, что получится, у меня шелк окрасился луковой шелухой в красивенный лососёвый цвет!

      Delete
  7. Таня, цвета мне очень понравились! такие нежные . Алюминий дал более светлые и чистые цвета, мне так кажется.
    Замочила берёзовые листья, прочитала, что дают жёлтый цвет. Из протравки нашла только квасцы в аптеке, никаких формул нет В составе написано- жжёные квасцы.
    И вот растяпа, спохватилась только сейчас!! Купила медный купорос и не могу найти, скорее всего оставила в магазине....придётся идти снова. Хочу получить разные оттенки.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Обычно это смесь сульфата алюминия и сульфата калия, прошедших температурную обработку. Они должны быть белого цвета, да? Очень интересно, какой будет результат. Я думаю, они должны просто отлично работать. Будь осторожна при работе с медным купоросом, он ядовит, надевай маску и перчатки! Красивый жёлтый цвет даёт турмерик (куркума), одно плохо он хорошо выгорает на солнце.

      Delete
  8. Мята и авокадо дали чудесные оттенки! Таня, подскажите, а кора дуба в качестве квасцов не сильно окрасит ткань? Замачивать нужно в горячем отваре коры? Я корой дуба крашу ткань для вышивки и она сама по себе дает прекрасный розово-бежевый цвет, который отлично закрепляется на ткани (томлю в отваре коры дуба ткань 10-30 минут в зависимости от желаемой интенсивности цвета). Интересно, какой оттенок ткани получится с квасцами из коры дуба и основным красителем мятой. Жаль, свежую мяту у нас сейчас если и найдешь, то только пару листочков для коктейля, а на покраску ткани уж точно не хватит))

    ReplyDelete
  9. Конечно, все дубовые квасцы приглушают основной цвет, но может быть Вам понравится результат, надо пробовать.
    Ткань надо замачивать в горячем отваре. Вообще существует такое правило: в горячий раствор квасцов или красителя, надо класть горячие ткани, из горячей воды, в холодные растворы - холодные ткани. Чтобы избежать стресса для волокон. Но для хлопка, льна этого можно не придерживаться, для более нежного шёлка - очень желательно, а уж для шерсти - это жесткое правило. И еще один совет по воде: если есть дождевая вода или чистый снег, это идеальная среда для окраски тканей. Профи-красильщики настоятельно советуют собирать дождевую воду, в ней практически нет примесей, которые влияют на результат окрашивания.

    ReplyDelete
  10. Обалденные оттенки получились и спасибо за маленькую энциклопедию. Но у меня вопрос, это только небольшие кусочки можно красить, чтоб они свободно лежали в емкости, а если побольше размер, мне страшновато, что неравномерно может покрасится?

    ReplyDelete
  11. Конечно, не только маленькие кусочки, большие вещи - больше красителя, больше емкость для окраски, чтобы ткань можно было свободно перемешивать Я красила кусочки, потому что готовлю для себя альбом с образцами, мне большие куски не нужны.. Я собираюсь красить не кусочки, а, к примеру, футболки, шарфы. Неравномерная окраска получается, если не правильно подготовлена ткань, и маленькая ёмкость для окрашивания. Если всё делать правильно можно красить скатерти)))))

    ReplyDelete
  12. При стирке не полиняет и на солнце не должен выгорать любой цвет, если в последнее полоскание добавлять соль и выдержать минимум 30 минут. Я правда имею опыт не по окрашиванию тканей а по стирке одежды таким методом. Обычная не новая и новая одежда, но линяющая. Можно поэкспериментировать: после всех процедур окрашивания и просушки, продолжим: замочить минимум на 20 минут в чистой воде с уксусом, отжать и затем замочить в солевой раствор минут на 30. Отжать и всё - просушить и можно пользоваться.
    Уксус дополнительно закрепит цвет, а соль придаст ему яркости и выразительности.

    ReplyDelete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...