Pages

22 Nov 2010

ХОРВАТИЯ В ПОДАРОК

Брожу я по сети... и столько новостей про снега, морозы, заносы... Не греют меня такие новости, да, наверное, и всех нормальных людей...
Поэтому.... и потому... Ну их к лешему эти "холодные" новости...давайте рванем в Хорватию, в Дубровник... где было так тепло, солнечно, душевно... и вообще - было ЗДОРОВО!!!

Мы с мужем путешествуем много и часто...Ой, не потому что мы такие круто-богатые, просто потому что живем в Африке и наша компания оплачивает нам три поездки в год... И вот, на мое пятидесятилетие муж решил подарить мне поездку в Дубровник, но планировать этот "подарок" должна была я, то есть выбрать и заказать аппартаменты, так как в гостиницах мы не любим останавливаться, а любим жить так, как живут местные жители и наблюдать страну изнутри... ходить утром на базар, готовить местные блюда и прочее...
После долгого выбора, переписки с хозяевами, я останановила свой выбор на маленьком домике с видом на море, никаких соседей и цена - дешевле, чем в отеле... И вот мы прибыли в Дубровник, аппартаменты мне понравились – тихо, чисто, уютно. Бросив чемоданы я вышла на террасу и – ошалела. В ночное звездное небо запускали бумажные светящиеся фонарики, они так высоко поднимались и плыли долго-долго в небе. Конечно же я решила, что это в мою честь – шучу, но больше я такого за две недели там не видела.
А рано утром я опять была на террасе – вид с нее - на зеленый остров, бирюзовое море, возле террасы - маленький садик с гроздьями винограда, оливковыми деревьями, лимоном, гранатом, розами. Господи! Как все было красиво! А воздух! Морской, свежий, полный озона и запахов цветов.



Продолжение следует в хронологическом беспорядке...
Дальше продолжу согласно своим впечатлениям и наблюдениям, короче, как карта ляжет...

Хорваты – какие они?

Открытые, добрые, славянские лица. Изредка можно увидеть уж очень яркие типажи (просто броско красивых людей), наверное турки постарались во времена Османской империи, но их кровь только подчеркивает красоту славян (или уже не совсем славян?).
Перед поездкой, лихорадочно собирая всю возможную информацию о Хорватии, среди ахов и охов, восторженных описаний, я наткнулась на два письма-отклика, оба от молодых дам. Это были две ложки дегтя в море меда: одна мадам отозвалась о Хорватии следующими строками – «голые горы, пыль, шум...». Вторая заметила, что в ихненном отеле, их - двух РУССКИХ женщин (она и мама) обслуга попросту не замечала, расточая слащавые улыбки только иностранцам (вернее немцам).
Я не зря это вспомнила, так как привезла совсем другие впечатления.
90% населения Дубровника и всего юга Хорватии живет за счет туризма, поэтому я не встретила ни одного мрачного взгляда или невнимания ко своей русской персоне. Наоборот, они были рады слышать русскую речь, хотя почти все хорошо говорят и по-английски. Конечно бабушки и дедушки на рынке говорят только по-хорватски, но как же я ликовала, когда Кейсик не понимал ничего, а я очень много. Да и что говорить – «Добро пожаловать» - «Добре дошли», «Нажми» - «Притисни», «Открыто-закрыто» -«Отворено-затворено», «Булочная»-«Пекарня», доброе утро, добрый день, доброй ночи – абсолютно по-русски. Весь счет – как наш. «Спасибо» - «Хвала». Так что я хоть немного отдохнула от английского.

О, эти местные рынки !

Будучи ну очень большущей любительницей рынков, мы в первый же день отыскали небольшой фермерский рынок прямо в центре Старого города, на площади (это можно сравнить, как если бы на нашей Красной площади бабульки продавали бы картошку!,, работает он с утра и до часу дня. И все окрестные фермеры, которые что-либо выращивают, с утра-пораньше на ручных тележках (так как старый город – пешеходная зона) привозят на рынок овощи, фрукты, местную самогонку (они называют - бренди) с травами (прямо в бутылках), домашнее оливковое масло, мед, масло лаванды и прочее. Для меня это – праздник для глаз и для души. Все опишу по мере своего обожания – персики - просто тают во рту. Это мой любимый фрукт, но я уже давно не ела по-настоящему зрелых, сочных, благоухающих персиков. Сливы, виноград, черешня, апельсины, дыни, арбузы...
Хорватcким помидорам - ставлю пять с плюсом – «половина - сахар, половина - мед» - как кричат на азиатских рынках.
А вот огурчики у них подкачали – наверное им там не климат – с толстой шкурой и крупными семенами, но на салатик сгодились.
Зарисовка с рынка – вокруг прилавков с персиками и фруктами кружат рои пчел, я сначала боялась подходить, но увидела, что везде лежат перезрелые персики, которыми торговцы подкармливают трудяжек и они ими просто облеплены. Пчелки никого не кусают и занимаются своим делом. И позднее, если ко мне на руку садилась пчела, я просто терпеливо ожидала, когда ей надоест бродить по мне и она улетит. Кстати местные осы ведут себя также достойно. Проверено и не раз.
Попробовали мы и бренди-самогонку – запаха у нее нет совсем, а крепкая как наша. Травы придают ему удивительно приятный вкус.
Лаванда – просто повсюду в самых разных состояниях – сухие цветочки, масло, вытяжки, букеты, саше для белья, от нее на рынке стоит такой густой аромат!!!...


На втором местном рынке, более солидном, но расположенном далековато от нас, мы нашли свежевыловленную рыбу, мидии, кальмары (правда мелковатые на мой дальневосточный вкус), осьминогов. Конечно по выбору его нельзя сравнить с корейскими или японскими рыбными рынками, но рыба очень вкусная. Весь отпуск, мы готовили только рыбу и морепродукты на домашнем оливковом масле!
Продают они вкусные домашние сыры из овечьего молока. Так что мои надежды на сброс веса совсем не оправдались, весь отпуск мы постоянно что-то жевали – результат такого гастрономического образа жизни на моих фотографиях! Много еды – много тела!

Старый город или по-хорватски – Старый град.

Я побывала в сказке. Постоянное впечатление – ты – среди декораций к старинной сказке. Жили мы в 10-15 минутах ходьбы от старого города, окруженного толстенными каменными стенами. Весь город выстроен из светло-серого камня. Церкви, два монастыря, жилые дома, разделенные узенькими-узенькими улочками. Постоянно куда-то поднимаешься или спускаешься – ступеньки, ступеньки... –повсюду. Город как бы врос в гору и гармонично вписался в природный ландшафт. В этих узеньких улочках натыканы кафешки на открытом воздухе, пиццерии, ресторанчики, сувенирные магазинчики. На главной единственной широкой улице, по которой постоянно праздно слоняются толпы туристов со всего света – банк, магазины и опять... рестораны, кафе, магазины мороженого (по-хорватски – хладолёд).
Я встречала очень много русских, пока Хорватия остается одной из тех немногих стран, куда русским не нужна въездная виза, а только бронь гостиницы.
По городской стене (длиной 1800 м) мы совершили пешеходную прогулку. Я хотела взять автогида, но как назло мы начали прогулки не с той стороны, где их выдают. Пришлось позднее купить книгу о Дубровнике и все прочитать.
Описывать ничего не буду, фотографии красноречивее меня.



На территории францисканского монастыря расположена самая старая аптека Европы (1318 год), но снимать в ней запрещено, так что мне оставалось только любоваться старинными скляночками на полочках и ее интерьером. Кремы для лица и рук в ней готовят по таким же старинным рецептам, но покупать я ничего не стала, уж больно тяжелые эти склянки.

Пляжики или те пятачки, которые так обзываются...

Море в Дубровнике исключительно-замечательное, бирюзово-голубое. Вода такая прозрачная, что даже с довольно большой высоты видно дно возле берега. А вот пляжи –любимые места отдыха, скопления и стремления русских туристов, мне не понравились. Все они узкие и каменистые. На каждом углу продаются тапочки для купания, так как топтаться по камням как на берегу так и в воде, удовольствие исключительно для садомазахистов. Еще говорят, что там бывает много морских ежей и это тоже одна из причин использования тапочек. Но перед пляжным сезоном прибрежную полосу от них очищают, но я, когда плавала в маске, видела парочку ежей, довольно внушительных и с длиннющими иголками, наверное мало приятного наступить нежной, любимой, босой ножкой на такой экземплярчик. Но свою долю «удовольствия» в первое же купание я получила. Зараза-медуза обожгла мне бедро и все две недели я была украшена ярко красной «татуировкой». Хорошо, что перед поездкой я сварила в дорогу мазь из прополиса, и она мгновенно сняла страшный зуд от ожога.

Три раза мы ездили на остров Локрум, который хорошо виден с нашей веранды. Каждые пол-часа туда ходят небольшие пароходики, да и плыть всего 10 минут. В первый день(очень жаркий) мы сдуру поперлись осматривать его большие и малые туристские радости. И черт нас дернул тащиться на самый верх гористого острова, чтобы отметиться в одном из старинных фортов. Ничего интересного мы там не нашли, зато я почти получила солнечный удар и долго очухивалась в тени. Да, шапчонку я одела - не по сезону – козырек и открытая макушка, куда солнышко и метило всю нашу дорогу. Больше я таких ошибок не повторяла.
На этом небольшом острове вдоль берега тянутся гряды огромных плоских камней, на которых и надо возлежать весь день, в море можно попасть по специальным металлическим лесенкам, уходящим в воду. Купаться там здорово, а вот лежать на этих камнях без «бабушкиной перины» довольно проблематично.
Остров является национальным парком, с сосновым лесом, наглыми павлинами, которые бродят просто повсюду.
Рядом с обычным пляжем рассположен нудистский пляж, скромно отгороженный заборчиком из тонких редких прутиков, мы туда конечно же засунули свои длинные носы, но народу там было не много, а когда Кейси столкнулся нос к носу с толстенной, старой, голой теткой, он сразу повернул оглобли назад и сказал, что это больше, чем он может выдержать за один день и если он будет кричать во сне, то я должна знать, кто этому будет причиной. А на что «мальчик» рассчитывал – увидеть только длинноногих молодых дев 90х60х90 и все в ниглеже? Вот и получай за нездоровое любопытство. А мне тетка даже понравилась – чистый Рубенс!
Там же на острове есть Мертвое море, уж не знаю за что это озерко получило такое название, похоже оно на небольшую заводь, отгороженную от моря грядой невысоких скал, но видно связанное с ним, так как вода там морская. Это мелкое место и в основном там отдыхают с маленькими детьми.

Да, совсем забыла – рыбы в море просто «море», везде и всюду, и маленькой и довольно крупной. Просто какая-то непуганная рыба, и на пляже и в порту. Впечатление такое, что хоть трусами лови.

Но один хороший пляжик мы все-таки отыскали, хотя он был почти под нашим носом. Мы часто смотрели на него с веранды, но выбрались туда почти перед отъездом. Сначало мы думали, что он принадлежит гостинице, которая расположена рядом с ним, но зная, что все пляжи в Дубровнике публичные, мы решили туда сходить. Дороги не знали, как спуститься к пляжу мы так и не поняли, так что пошли наудачу. И конечно наша «удача» нас заблудила, до отеля мы с горем пополам добрались, он оказался заброшенным еще со времен войны и мы полезли - на обум лазаря. Но по камням, прыгая как козы, мы достигли этого вожделенного пляжа. Оказывается туда ходят в основном только местные жители (губа не дура) и дорога к нему есть ровная и хорошая, только лежит она улицей ниже и даже песок там имеется в небольшом количестве. А само место очень красивое, спокойное, с кафешкой, лежаками и зонтиками. А вот туристов можно по пальцам пересчитать. Жаль что мы так поздно туда собрались, никакого острова не надо.


Хорватский фольклор и поездка на остров Млет

Из множества предлагаемых экскурсий мы выбрали всего две, так как хотели больше проводить времени в свободном полете, чем гоняться за впечатлениями в компании других страждущих и жаждущих туристов.
Перед входом в туристическое агенство мы порешили, что одна поездка будет по выбору Кейси, а вторая по-моему.
А так как Кейсик до этого начитался в книге о Хорватии о всех экскурсиях, то по рекомендации автора книги выбрал поездку на пароходе на остров Млет.
Я выбрала из проспекта агенства две поездки – конечно же меня привлекла поездка в деревню Чилипи, славящуюся сохранившимися народными обычаями, шелковой вышивкой, костюмами и красотой местных жителей. Там же предлагалась месса в церкви Св.Николая (я сразу решила, что это для Кейсика, а пока он будет в церкви я могу без напряга рассмотреть все, что будут выставлять мастерицы.
Вторая поездка называлась «Ин вино веритас» (Истина в вине) и предполагала деревенский обед и дегустацию местных вин.
Я долго не колебалась и выбрала фольклор, так как мы с Кейси дегустировали вина без всяких экскурсий, в том числе и домашние, каждый день - начиная с обеда и заканчивая ужином. Вина там действительно хорошие, но не такие насыщенные по вкусу и терпкие как испанские или португальские, так что тянут только на четверку. Вкусового букета им явно не хватает.

Первая поездка была моя – в деревню Чилипи. Уверена, что эта деревня живет только за счет туристов, поэтому все там подчинено этому. Практически все жители села были одеты в народные костюмы. Что мне очень понравилось, так это женские головные уборы, и не потому что они уж очень привлекательные, но в них заложена такая информация о женщине, которую странно выставлять на всеобщее обозрение.
Уборы выглядят как тюбетейки, причем красного цвета как у мужчин, так и у женщин. Так вот, если по краю этой женской шапочки пришита золотая тесьма, это значит, что она незамужем, но и пока в этом не заинтересована, то есть – отвали жених на пол-штанины. Если по краю пришита белая шелковая кайма – это значит, что девушка – девственица. Мне сразу пришла в голову мысль, как же расстраиваются родители, когда молодая незамужняя дочурка меняет белую полоску на золотую. Всем все становится ясно, что ж это такое, люди добрые, прямо никакой личной жизни, все напоказ. Ну, а мужички, как обычно по всему свету – что девственик, что женатый – у всех один и тот же «колпак» - они свои секреты держат цепко.
Замужние дамы меняют шапочки на довольно сложные белые крахмальные сооружения, даже не могу подобрать к ним названия. На фото старая бабулька именно в таком головном уборе – маленький и скромный для будней, большой и высокий – для праздников. Я все разглядывала, как они умудряются так его надеть и закрепить, но так ничего и не разгадала.



По приезду нас сразу повели в винный погребок отведать местных вин и бренди – я откушала всего. А как же?
Потом было время посетить мессу, с большим удовольствием проводив Кейсика в церковь, я пошла по торговым рядам разглядывать их традиционную вышивку шелком. Цены на изделия меня ОЧЕНЬ впечатлили, когда я спросила сколько стоит вышитая подушка и услышала – 200-300 евро, мне заплохело. Охота что-либо прикупить в этой деревне у меня начисто пропала. А сама вышивка была необычная и до смерти хотелось заполучить хотя бы небольшой образец. Наконец я откопала вышитые подушечки для иголок за 5 баксов и зайдя в музей вышивки нащелкала там снимков с образцами.
После мессы на площади перед церковью нам был устроен концерт с местными песнями и танцами. Здорово. Особенно когда танцы несут какую-либо смысловую нагрузку – то в виде свадьбы, то соперничество парней за девушку, я там все ладоши отбила.


Но самый смак ( в полном смысле слова) этой поездки заключался в посещении ресторана «Конавольские дворы» в 12 км от деревни Чилипи.
Во-первых мы подъехали к самому пожножью гор, ресторан располагался в такой живописной местности – среди соснового леса, множества холодных горных речушек и водопадов, со старинными мельницами, которые работают от энергии воды этих рек. Вокруг – тень, прохлада и свежесть, хотя день был довольно жаркий и в Чилипи я мечтала спрятаться от солнца.
Обед был отменный, особенно меня поразило мясо приготовленное в больщущих котлах, которые они закапывают в горячие угли . Я сделала фото, вот только без комментариев, понять, что же это такое – очень трудно.


После обеда и расслабухи нас повезли в дом к известному в Хорватии художнику-примитивисту. Мне его картины очень понравились, сочные, яркие, простые милые, бытовые сценки. Конечно о покупке самих картин не могло быть и речи, так как стояли они как подержанный самолет от 2000 до 10000 евро. Но репродукцию одной картины я купила. Хорватская женщина переливает красное вино из кувшина в кувшин – это как раз по моему вкусу и очень хорошо впишится в интерьер кухни, особенно если вместо обычной рамки ее вставить в рамку вышитую местными узорами.
Вот такая была пользительная поездка. И мы увидели сельскую часть Хорватии.

Через день нам предстояла подная поездка на остров Млет. Он считается одним из самых красивых и зеленых островов Андриатики и многие туристы предпочитают проводить весь свой отпуск в этом тихом и замечательном месте. Это национальный парк Хорватии, на котором среди леса находятся два соленых озера – Большое и Малое. На одном из озер мы посетили крохотный островок Св.Марии, на котором только то и уместились, что бенедиктинский монастырь 12 века и пара ресторанчиков, так что особо разгуляться там было негде. Поэтому мы его быстро обошли и так же быстро покинули и провели остаток дня купаясь в соленых озерах.
После этой поездки мы дружно решили, что довольно с нас экскурсий и пора продолжать свой «дикий» отдых.

2 comments:

  1. Очень красиво,захватывает дух!Все прочитала с огромным удовольствием.Кстати про отрицательный отзыв,в гостиницах такое бывает,сама сталкивалась.А когда находишь общий язык с местными жителями,все прекрасно.Правда я про другие страны говорю.Но все так похоже,особенно экскурсии и сувениры.Если есть возможность финансовая,до берем автогида,такие экскурсии мне больше нравятся.Или сами бродим.

    ReplyDelete
  2. Я много поездила, но Хорватия - одна из моих любимых стран!

    ReplyDelete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...